Есть два возможных способа держания камеры при вертикальном построении кадра
ПЕРВЫЙ: левая поддерживает объектив, правая управляет камерой и нажимает спуск».
ВТОРОЙ:положение рук «правая рука поддерживает камеру за ручку, большой палец на кнопке спуск, левая рука свободно управляет кольцами объектива».
Второй Первый
Рассмотрим плюсы и минусы в каждом случае.
ПЕРВЫЙ
+ устойчивое положение за счет возможности поддержки левой рукой камеры в центре тяжести;
+ возможность полного контроля над камерой, как и в случае горизонтального ориентирования;
+ возможность быстрого хвата камеры в вертикальном положении, не отрывая пальца от спуска;
- некоторая стесненность движений пальцев левой руки в управлении зумом и фокусом (с опытом проходит)
ВТОРОЙ
+ свободное управление фокусным расстоянием (если есть) и фокусировкой (если на мануале);
- невозможность управления камерой;
- крайне неустойчивое положение;
- невозможность быстрого хвата камеры.
Разберем плюсы и минусы чуть подробнее. Во втором варианте на кнопке «спуск» лежит большой палец, и это грубейшая ошибка, ибо камерой невозможно управлять (менять экспозицию и режимы), не отрываясь от видоискателя. Возможен и случай, когда фотограф в вертикальном положении кладет на кнопку указательный палец, это тоже не очень удобно, ибо в таком случае для управления (корректировку экспозиции, например) приходится поднимать камеру «на вытянутых» пальцах, что может доставить автору массу неудобств, к тому же это сильно отвлекает от объекта съемки.
Возможен и третий вариант, когда правая рука держит камеру точно так же, как и в горизонтальном положении, все пальцы касаются нужных элементов управления, но фотографирование в таком положении ничего кроме неудобств и неприятных ощущений не доставит. Более того, не каждый удержит камеру в таком положении длительное время. И еще, общий недостаток положения, в котором вес камеры приходится на руку, управляющую спуском - при нажатии пальцем на спуск в руке создаются лишние напряжения, что добавит в кадр ненужную шевеленку.Что касается первого варианта, тут все очевидно: вес камеры приходится на руку, находящуюся в момент спуска неподвижно (не думаю, что вы часто в момент спуска крутите зум), хват приходится на центр тяжести кары, в отличие от первого случая, когда камера «клюет» объективом вперед. Правая рука расслаблена и кроме доступа ко всем органам управления камеры позволяет плавно, без напряжения нажать на спуск. А учитывая, что многие пользуются фиксами и автофокусом, левая рука будет всегда находиться без движения. Но, даже в случае репортажной съемки с зумом, пару месяцев тренировок, и вы легко управитесь с зумом большим и указательным пальцами левой руки.
Надеюсь ответ был полным.