Рассказывает корреспондент журнала National Geografic Одед Вагенштейн (Oded Wagenstein).
Без сомнений, в портретной фотографии естественный свет может дать вам самые лучшие результаты.
Но иногда естественный свет не делает того, чего от него ожидают. И здесь вступает в действие то, что я люблю называть своим секретным оружием в нестудийной портретной фотографии.
Оно простое, легкое в применении, а главное — оно не напрягает мои модели, которые и без того могут временами чувствовать себя не в своей тарелке.
Отражатель
Просто отражатель! Существуют сотни разных типов отражателей, которые отличаются цветом (белые, серебристые, золотые и т.д.). Обычно отражатель – это отражающий материал, натянутый на гибкое кольцо, которое складывается для удобства переноски.
Из-за многочисленности разных отражателей, я не могу рассказать здесь обо всех. В этом маленьком миниобзоре я сфокусируюсь на своем главном рефлекторе, который я обычно применяю.
Он диаметром 12 дюймов (30 см) и стоит дешевле, чем билет хороший кинотеатр.
Иногда я использую отражатели побольше (главным образом, при киносъемках), но 12-дюймовый рефлектор покрывает все мои потребности в тревел-фотографии; большей частью, потому что он достаточно компактен, что позволяет держать его в одной руке, а камеру в другой.
Прорабатываем тени
Все мы обожаем фотографировать на восходе и закате. А вот когда приходится иметь дело с жестким полуденным светом, отражатель становится обязательным инструментом.
Диафрагма 2.8, выдержка 1/100, ISO 200
На этой фотографии, сделанной в племени Rabari в Западной Индии для журнала «National Geographic Traveler», моя модель сидела в темном грязном доме. Этот человек был болен, поэтому не было возможности вывести его наружу. В левой стене дома было маленькое окно (как прекрасно заметно, оно немного подсвечивало задний план). Мой верный ассистент Hardik Pandaya держал серебристый отражатель снизу от лица потретируемого, чтобы заполнить затененные участки, например, области под глазами.
Следующая фотография была сделана на границе Афганистана и Таджикистана. Обратите внимание — хотя женщина и стоит в тени, а задний план яркий, эта женщина не выглядит темным силуэтом, а задний план не пересвечен. Я замерил свет от заднего плана экспонометром. В таких ситуациях без отражателя сам персонаж превратился бы в полностью проваленный черный силуэт. Но отражатель, который я держал в левой руке, помог проработать лицо женщины.
Диафрагма 8, выдержка 1/250, ISO 100
Следующий потрет — это 80-летний Гето. Он рыбак в маленькой общине морских цыган в Таиланде. Это изображение несколько более сложное в том, что касается освещения, потому что здесь присутствуют три источника света. Прямо как в фотостудии, моим основным источником света (рисующий свет) был дверной проем (правая сторона кадра). Свет шел под углом 45 градусов, придавая лицу Гето выраженный объем.
В левой руке я держал маленький серебристый отражатель, подсвечивая тени на лице (заполняющий свет), а позади него было открытое окно для дополнительной подсветки его прекрасных седых волос (контровый свет).
Диафрагма 4, выдержка 1/100, ISO 320
Иногда отражатель — это единственная возможность снимать против яркого солнца, как видно из этих фотографий.
Выбираем правильный цвет
Большинство отражателей покрашены с разных сторон разные цвета. На этой фотографии, снятой в Западной Индии для журнала «National Geographic Traveler», я хотел сохранить золотисто-коричневый оттенок, который доминировал в сюжете. Поэтому я попросил Хардика повернуть отражатель золотистой стороной, чтобы придать лицу женщины золотистое свечение.
Диафрагма 4.5, выдержка 1/80, ISO 100
Выбираем правильную дистанцию
Очень важно помнить, что чем ближе отражатель к фотографируемому объекту, тем жестче его действие, тем менее мягко он будет работать. Поэтому маленьким отражателем удобнее манипулировать и пользоваться. Однако, он не будет работать так же мягко, как большой рефлектор.
Блики в глазах всегда придают дополнительный интерес и живость объекту съемки, притягивая к нему внимание зрителя. Есть много способов создать эти искорки в глазах снимаемого. Например, можно применить встроенную или внешнюю вспышку. Однако, раз мы говорим здесь о съемке в естественном свете, отражатель может послужить великолепным средством для создания бликов в глазах. Просто разместите отражатель перед лицом модели.
Здесь вы можете видеть несколько примеров создания бликов в глазах:
Диафрагма 3.5, выдержка 1/640, ISO 250
Диафрагма 2.8, выдержка 1/200, ISO 100
По моему мнению, один из наиболее полезных методов научиться использовать естественный свет – это внимательно смотреть на работы других фотографов. Попробуйте угадать направление света и расположение его источников, цвет отражателя на этих фотографиях:
Диафрагма 2.8, выдержка 1/320, ISO 3200
Диафрагма 4.5, Выдержка 1/160, ISO 100
Диафрагма 3.5, выдержка 1/320, ISO 1000
Диафрагма 2.8, выдержка 1/15, ISO 200
Диафрагма 3.5, выдержка 1/320, ISO 160
Диафрагма 2.5, выдержка 1/1000, ISO 250