На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Фотосалон"ВИТЬКИ"

882 подписчика

МОЖНО ЛИ НАУЧИТЬСЯ КОМПОЗИЦИИ? (Для внеклассного чтения))))

 

Фотограф  Ed Leys (смотрите его работы на California Light and Structure) , твёрдо уверен, что композиции невозможно и не нужно учиться вообще. Он считает, что "обучение композиции" накладывает искусственные ограничения на творческий процесс, и в худшем случае способно задушить огонь и видение гения, тем самым делая наш мир беднее.

Можно и согласиться и можно не согласиться. 

Проблема  "обучения композиции" заключается в том, что нет способа сделать это осмысленно без наложения рамок или правил, и очень легко впутаться в эти рамки и правила и принять их за стандарт совершенства. Постижение этих правил неминуемо приведёт к изменению видения и фотографий того, кто им учится. Это также может отвлечь от индивидуального качества работы.

Но!!! Общаясь с профессиональными фотографами и продвинутыми любителями отметил одну вещь, что никто из них не отрицал, что не смогли бы создать что-то приличное без изучения ремесла. В какие-то моменты каждый из них проходил через "книжные" рамки, и это часто служило полезной структурой в достижении   мастерства. Посмотрите на ретроспективу Пикассо: он делал красиво скомпонованные и исполненные рисунки и живопись в академическом стиле — когда ему было 14 лет. И у меня есть смутное чувство, что вряд ли ему удалась бы Герника, если бы не те уроки в художественной школе. 

Но можно ли научиться композиции?

В обычном смысле — конечно. Нет ничего необъяснимого или непонятного в простых композиционных приёмах вроде знаменитого (или печально знаменитого?) правила третей, направляющих линий, геометрии, наложения фигуры и фона, движения и т.

д.  Функция "правил" не в том, что если вы примените их к своим картинкам, то они станут лучше (хотя по сравнению с обычной инстинктивной "не-композицией" они скорее всего станут). Их функция побудить вас "думать композиционно" — дать вам грубый набор инструментальных концепций, с помощью которого надо подходить к задаче композиции. Толчок к тому, чтобы начать "видеть фотографически". 

Домашнее задание 

Давайте забудем на время все теоретические знания о построении композиции, все, чем вы занимались в фотографии — верните стрелку часов на ноль, или как можно ближе к нему.

Хватайте камеру. Если у вас есть маленькая мыльница, хватайте её. Если нет, хватайте свою обычную камеру. Если у вас зеркалка, берите самый маленький и лёгкий объектив из тех, что есть. Установите камеру в режим полного авто, наиболее вам подходящий — если вы новичок, то обычный режим "навел-и-снял" подойдёт замечательно; если вы освоили свою камеру, то можете зафиксировать несколько параметров типа ISO (установите такое значение, чтобы не волноваться, если вдруг не хватит света) и баланса белого (Облачность или Солнечно). Главная цель — чтобы камера была готова снимать без излишней мороки. 

Теперь идите гулять. Если вы каждый день ходите на работу пешком или ездите на общественном транспорте, то это лучше всего. Если у вас есть собака, идите с ней гулять. Если у вас есть жена, муж, парень, девушка, дети, друзья, и кто угодно ещё, берите их с собой. Но также берите и камеру. 

Теперь снимайте всё, что попадётся на глаза. Не выискивайте красивых картинок. Смотрите на вещи, как вы обычно на них смотрите, но на этот раз делайте быстрые снимки. Забудьте о композиции, резкости, шуме, точном фокусе, дрожании камеры и всём остальном: просто снимайте сразу же, как увидели что-то. Больше — лучше. 

Потом загружайте картинки в компьютер. Выберите пять, которые вам нравятся больше всего, и пять, которые, на ваш взгляд, полный отстой (исключая те, которые технически так плохи, что никакого заключения по ним дать нельзя, разве что они все равно выглядят хорошо, конечно). Покажите их другим, и обсудите, почему вы выбрали именно эти снимки. Также опишите, что вы чувствовали, пока снимали эти не-композиции. Самое главное, не забывайте получать от этого удовольствие: это всё должно быть весело. 

Если вы думаете над фотографией и пытаетесь применить к ней "правила", но ощущаете, что это не очень правильно и лучше идти другим путём — поздравляю, вы только что окончили «школу построения композиции»: вы видите композиционно, и принимаете активное участие в создании фото по своим правилам, а не по инструкциям. Вы уже на своём пути к отысканию собственного фотографического видения. 

Но повторяю, данное задание выполнимо лишь в том случае, если вы уже теоретически ознакомились с Числом Фибонначи, правилами третей, золотого сечения, т.е. первая ступень в "причинно-следственной цепочке" создания фотоработы "ЗНАНИЯ-УМЕНИЯ-НАВЫК" пройдена. 

И еще: Композиционные приемы- это как бы правила игры. Они как бы определяют гармонию. Универсальный эсперанто такой. 

Когда мы говорим о фото "отличная композиция", то хотим сказать на самом деле "я бы снял именно так же". Но ведь это значит всего лишь, что когда-то мы прочли одну и ту же или похожие книги о том "как надо", и ничего более!

Но, все это хорошо в рамках игры. Горизонт не посредине, глаза в золотом сечении, т.д. и т.п., я понимаю что есть и более сложные принципы. Но все равно, как в "Матрице" - как ни сильны агенты Смиты, но все равно в рамках Матрицы, подчиняясь ее законам. 

А за Матрицей? А если игра не интересна более? Если хочется делать что-то такое, чего по крайней мере уже три недели никто не делал? Где взять композиционные приемы для такого? И есть ли они? А если их нет, правомерно ли называть их универсальными и собственно учить? 

 

Законспектировал со слов  Petteri SULONEN и Mike Steinberg  и чуть –чуть добавил своего ☜Sergey☞

наверх