Самое эффектное время для съемки города, это так называемое — режимное время.
Солнце уже скрылось за горизонтом. На город постепенно опускаются сумерки. И если дома начинают «проваливаться» в неконтрастную серость, то небо, наоборот, начинает насыщаться цветом.
Небо вспыхивает синевой заката. А если повезет, и на небе будут облака, закат будет догорать ярким огнем. Город преображается на глазах. Яркие неоновые огни рекламы, подсветка улиц и мостов. А декоративная подсветка зданий — ммм… пальчики оближешь! Мистичные тени в складках архитектуры, разноцветные краски по фасадам зданий. Каждый дом, каждое здание, мосты, улицы и переулки начинают жить своей особой жизнью, отличной от дневной дремоты.
Москва ночью не спит, и в режимное время она только-только просыпается. В это время даже просто гулять по городу интересно. А если мы с собой возьмем фотоаппарат и минимальное оборудование для удобства съемки, еще и оставим память об этой прогулке. Ну что, идем гулять?
Оборудование
Самый минимум, что понадобится, — штатив и фотоаппарат. Время уже позднее, света мало, выдержки с каждой минутой будут увеличиваться. Поэтому фотоаппарат должен быть жестко зафиксирован.
Из дополнительных аксессуаров - тросик и светофильтры.
Несмотря на то, что фотоаппарат и установлен на штатив, обычный ручной спуск затвора грозит в итоге размазанным изображением. Спуск затвора производится либо с 2-х секундной задержкой, настроенной в фотоаппарате, либо при помощи тросика. Здесь каждый сам выбирает, как ему удобно.
Время съемки
Освещение в Москве включают минут через 15-20 после захода солнца в зависимости от облачности. Чем плотнее облачность, тем быстрее включают подсветку. Но «режимное время» длится короче – небо быстрее проваливается в черноту. При малооблачном или вообще безоблачном небе у вас есть около 30-40 минут. Летом, конечно, режимное время длится дольше, можно около часа снимать при почти синем небе. Зимой этот промежуток короткий, да и солнечных деньков поменьше. Это досадно.
В других городах режимка и начинается в другое время, и длится по-разному. Например, в Петербурге в июле подсветку включали только через час после захода солнца. А фотографировал почти всю ночь. В южных широтах ночь начинается очень быстро, там уже больше приходится говорить о ночной съемке.
Ну и не забываем, режимное время — это не только вечер, но и утро.
Фотография сделана в 2 час ночи. Тени жестковаты, но само небо не черное. |
Настройки
Здесь все просто.
ISO – 100
Диафрагма – f/9-f/16
Режим съемки – приоритет диафрагмы.
Режим экспозамера – оценочный.
Съемка в режиме автобрекетинга с шагом ± 2, всего 3 кадра.
Такие настройки использую в 80% отснятого материала.
Чуть подробнее.
ISO – 100
Чем меньше ISO, тем меньше шумов.
Диафрагма – f/9-f/16
Оптимальный промежуток значений диафрагмы для глубины резкости изображения. Изменением диафрагмы в меньшую сторону можно увеличивать выдержку.
Режим съемки – приоритет диафрагмы.
При съемке пейзажа, городского в том числе, нам важно чтобы изображение было резким по все картинке. Режим съемки с приоритетом диафрагмы позволяет нам контролировать этот процесс.
Автобрекетинг с шагом экспозиции ±2
С одной стороны подстраховаться, если будет промах по экспозамеру. Потом можно будет выбрать из 3-х кадров лучший. С другой стороны, бывает, что световой контраст между самым светлым участком сцены и самым темным слишком большой для матрицы камеры. И динамического диапазона (ДД) камеры не хватает. Тогда из 3-х кадров автобрекетинга собираем композитный кадр, проще говоря – HDR.
Что фотографировать.
Все что нравится. Подсветка зданий, мостов, фонари. Чем больше света, тем лучше. Хорошо, если есть доминирующий подсвеченный объект в кадре. Не забываем композиционно строить кадр. Очень нравятся отражения в воде.
Обычно я заранее приезжаю на место, выбираю несколько точек и в зависимости от ракурса выстраиваю мысленно путь, по которому пройду, чтобы охватить эти точки. Снимать начинаю с противоположной от заката стороны и последняя точка — в сторону заката. Так получается и дольше снимать, и больше точек можно охватить.
Если надо, можно еще раз приехать на это место. Третий раз. Не надо отказывать себе в удовольствии, вдруг Вы что-то пропустили в прошлый раз.
Соловьев Сергей.