Я никогда не был особым поклонником «строгих правил» или «руководящих принципов» в фотографии, но думаю, что эти правила стоит знать и держать в подсознании для того, чтобы в процессе съемки не задумываться над тем, следовать правилам или нарушать их.
Вот они — четыре правила для пейзажной фотографии, которые станут полезны для тех, кто только начинает снимать.
1. Диагонали
Использование диагональных линий может быть очень эффективным способом влияния на восприятие. «Линии» не должны быть фактическими линиями — они могут быть символичными, например, изгиб дороги, макушки деревьев, которые стоят в ряд, забор или извилина реки, а также любая другая линия в изображении. Больший эффект снимку придают несколько сходящихся линий из разных частей кадра в одной точке.
2. Геометрические фигуры
Располагая ключевые объекты пейзажа в воображаемых углах известных геометрических фигур, можно создать гармоничную композицию. Пожалуй, самый распространенный и самый простой способ — использование «треугольника», когда в кадре три объекта находятся как бы в трех вершинах и между ними можно провести линии, которые составят невидимый треугольник.
Использование правила геометрических фигур по аналогии с диагоналями, о которых говорилось выше, поможет получить баланс в кадре, если будет применяться с умом и некоторой находчивостью.
3. Правило третей
Правило третей встречается чаще, чем любое другое во всех видах фотографии и является одним из основополагающих правил композиции, которым учат студентов на курсах. И хотя следование ему, порой, является несколько избитым клише, применение правила третей в пейзажах остается очень эффективным методом воздействия на зрителя. Помните только, что и нарушение правил может придать фотографии драматический и интересный эффект. Расположите на мысленном экране основные достопримечательности пейзажа в точках пересечения третей, и вы таким образом акцентируете внимание на ключевых моментах изображения.
4. Обрамление изображения
Все предыдущие правила касались по большей части оформления переднего плана в пейзажной фотографии. Для придания интереса снимку можно использовать наработку «обрамления изображения», когда в снимок включаются нависающие ветви деревьев или арка моста в качестве «рамки» для пейзажа. Такой подход, пожалуй, является самым распространенным способом у пейзажников для получения глубины снимка.
Правила существуют, чтобы их нарушать?
Безусловно, знание правил фотографии важно для получения качественных картинок. Но знать их, уметь использовать и иногда нарушать — это то в совокупности, что делает фотографа талантливым. Существует масса наработанных методик, которые нужно изучать, использовать без смущения, не бояться, что это может убить творческий потенциал, который у вас имеется. Чтобы подвести итог, хочу привести слова Эдварда Уэстона, которые считаю правильными и нужными для запоминания всем, кто увлекся фотографией и делает первые шаги в своем творчестве: «Думать о правилах композиции перед тем как сделать фотографию — все равно, что думать о законах гравитации, перед тем как отправиться на прогулку».
Автор Darren Rowse
Перевод С.Заводова
fotogora.ru