На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Фотосалон"ВИТЬКИ"

884 подписчика

Портрет. Часть 3. Художественная анатомия.

Всем привет!

Я хотел бы продолжить тему съемки портретов, начатую в части 1 и части 2.  Художественную или пластическую анатомию изучают в художественных академиях. Это очень большая и интересная тема. Я не буду делать академические выкладки. Я постараюсь рассказать об основах, чтобы вы могли использовать строение тела в своих портретах. В основном будем говорить о женской художественной анатомии. Объясняется все очень просто. На все 100 %  знания художественной анатомии используются при фотографировании обнаженного портрета. И вот тут есть различия. В женском обнаженном портрете надо показать красоту  женского тела, нежность, линии фигуры. То же надо показать и при съемке обычного портрета женщины.  Женщина остается женщиной и раздетая, и одетая. В мужском обнаженном портрете основная задача — это мужественность. Т. е. Необходимо показать рельеф мускулатуры. Понятно, что через одежду рельеф мускулатуры не покажешь. Поэтому знания мужской художественной анатомии для съемки бытового портрета в большинстве случаев малоэффективны. Но есть несколько общих моментов для мужского и женского портретов.

Рабочая сторона

Съемку портрета надо начинать с изучения особенностей внешности модели. Ни лицо, ни тело человека не симметричны. Поэтому перед съемкой мы должны определить рабочую сторону нашей модели. Рабочая сторона — это сторона, наиболее приемлемая для съемки. Определяют рабочую сторону лица и рабочую сторону тела. Но лицо всегда более приоритетно. Т. е. если вы делаете обнаженный портрет и у модели правая сторона лица более привлекательна, а на теле шрам от аппендицита, то рабочая сторона все-равно будет правая. Чтоб было более понятно, давайте посмотрим фотографию ниже.

502_1-2

Выбор рабочей стороны.

Изучив лицо модели можно увидеть, что правый глаз у нее шире, ресница правого глаза более пушистая, нос с правой стороны красивее очерчен, линия скулы справа более плавная, на левой щеке прыщи. И на конец, что не видно явно, мышцы во круг губ более подвижны справа, поэтому улыбка получается слегка кривой. Исходя из вышесказанного, делаем вывод, что рабочая сторона модели — правая. Теперь надо подобрать такие условия съемки (освещение, место съемки, позу модели и т. д.), чтобы все перечисленные дефекты левой стороны лица были наименее заметны. В век цифровых технологий многие спросят: «А зачем городить огород? Все можно исправить в фотошопе».  В какой-то мере это верно. Можно легко отретушировать прыщи. А вот сделать глаза одинакового размера — уже сложнее. Ресницы же привести к общему знаменателю смогут люди, имеющие 10 — 15-летний опыт работы в фотошопе.

О позах

Существуют тысячи рекомендаций по съемке портретов. Давайте рассмотрим стоящую модель.

502_3

Позообразующие линии.

Можно провести три воображаемые линии, параллельные полу. Линия лобка, линия талии и линия плеч. В обыденной жизни в большинстве случаев линии лобка и плеч остаются параллельными полу, чего нельзя сказать про линию талии. Наклон линии талии постоянно меняется, например, при ходьбе. У женщин сильнее, у мужчин слабее, но меняется. Давайте попросим нашу модель выкинуть бедро. И посмотрите как изменился угол наклона линии талии. Также обратите внимание, как изменилась динамика самого кадра.

502_4

Изменение угла наклона линии талии.

Для примера давайте рассмотрим две разные фотографии одного и того же мужчины. Портрет слева ничем не примечателен. Давайте попробуем изменить угол наклона линии плеч. У нас получился более

502_5-6

Изменение наклона линии плеч.

привлекательный и интересный портрет.

Надеюсь, к этому моменту вы начинаете понимать, как образуются базовые позы за счет линии плеч.

Давайте теперь к линии плеч добавим линию талии. Внимание! Далее все касается только женщин. попытка использовать линию талии для мужчин — это просто кривляние (если, конечно, мужчина не гомосексуалист).

Попросим нашу модель снова, но не очень сильно, выкинуть бедро, левую руку спрятать за выкинутое бедро, а правую положить на голову. Линии плеч и талии имеют не большой наклон и где-то слева от модели они пересекаются. (Хочу сделать маленькое отступление во время съемки вы должны мыслить и соответственно управлять поведением модели относительно ее. Т. е. если я говорю слева, то это значит слева для модели, а не для фотографа.) Вот мы и получили первую позу, хорошо показывающую линии фигуры. Движение рук здесь не случайно. Прося модель подымать руку вверх или прятать ее за бедро, я заставляю напрягаться или расслабляться определенные мышцы, которые и подчеркивают нужные фрагменты фигуры.

502_8

Не большой наклон линий талии и плеч.

Усложним задачу. Попросим нашу модель левое плечо развернуть вперед, левую руку вынести перед бедром, а правую руку отвести назад и положить на пояс. Это увеличит наклон и линии талии, и линии плеч. Взгляд модели направим вперед, вдоль линии плеч. Линии талии и плеч пересекаются где-то слева от модели. Кадр стал более динамичным. (Всегда думайте о модели. Для нее эта поза очень непривычная и неудобная. Как только сделали три — четыре кадра, дайте модели отдохнуть.)

502_9

Увеличение угла наклона линий талии и плеч.

До сих пор точка пересечения линий талии плеч находилась в направлении взгляда модели. Теперь попробуем поэкспериментировать и перенести в сторону, противоположную ее взгляду. Попросим модель сложить руки на груди, при этом приподняв немного  левое плечо, и выкинуть правое бедро. У вас получилась классная поза для бытового портрета.

502_10

Отличная поза для бытового портрета.

До сих пор мы рассматривали взаимодействие линий талии и плеч, и совсем забыли про линию лобка. Дело в том, что линия лобка начинает работать в положении лежа, редко в положении сидя. Рассмотрим следующую фотографию. Модель лежит к нам спиной, оперевшись на локоть, левая рука согнута в локте и поднята над головой. Позвоночник образует догу. Обратите внимание, что с правого бока модели мышцы напряжены, в то время как слева мышцы расслаблены. Это своего рода закон: мышцы расслабляются со стороны схождения линий лобка, талии и плеч, и напрягаются там, где эти линии расходятся.

502_24

Схождение линий лобка, талии и плеч в положении лежа.

Теперь попросим нашу модель лечь на спину, вытянуть ноги вперед, а руки положить под голову. В этом положении мышцы груди расслаблены, а мышцы живота и спины напряжены. Взаимодействие этих мышц заставляет позвоночник так выгнуться, что между поверхностью и спиной в области талии легко можно просунуть руку.

502_25

Изгиб позвоночника.

В заключении я хотел бы показать вам несколько поз, дошедших к нам из Древней Греции.

502_11

502_12

Очень открытая, агрессивная поза. На ноги модели просятся туфли с очень высокими шпильками.

502_15

Поза целомудрия.

502_16-17-18

Разные варианты позы купальщицы. Для греков — это символ чистоты. Т. е. купальщица нюхает подмышками. Запах приятный — значит она чистая.

502_19

Поза Венеры. Изначально Афродита изображалась со спрятанными за спиной руками. В дальнейшем римляне порешили, что проще руки обрубить. Ну и у римлян богиня звалась Венера.

502_20

Поза жрицы.

502_26

Пляжная поза. Съемка ведется сверху вниз.

Лицо

Наиболее важную роль в портрете играет лицо. Под кожей лица находятся мышцы. Эти мышцы делятся на две группы: менее подвижные, но очень сильные жевательные и слабые, но очень подвижные — мимические. В мимических проявлениях принимают небольшое участие и жевательные мышцы, но эмоциональный настрой человека формируют только мимические мышцы.

502_27-28-29-30-31-32-33-34-35

Эмоции.

Итак, мимическая мускулатура — это быстро реагирующий подвижный инструмент внутреннего состояния человека. От длины мимических мышц и от эластичности кожи зависит количество складок при различных мимических реакциях. Обычно эти складки образуются поперек движению. Это надо учитывать при выборе освещения.

Шаг, еще шаг…

При ходьбе человек переносит центр тяжести с одной ноги на другую. Нога, которая принимает центр тяжести, называется опорной. Положение центра тяжести относительно модели имеет ключевое значение. Очень выразительны такие моменты, когда модель, вследствие положения центра тяжести

502_21

Начальная фаза шага с полуоборотом туловища через левое плечо. Опора на правой ноге. Такой полуоборот дает возможность четко зафиксировать и выгодно подать грудь модели.

перед опорной ногой, как бы стремится к падению. Самый выразительный момент концентрируется

502_22

Завершающая фаза шага. Наверно так Афродита вышла из пены морской.

в фазе окончании движения, которая связана со стабильностью. На данной фазе фантазия зрителя с настоящим моментом связывает кусочек прошлого и рисует картину будущего.

502_23

Работа мышц ягодиц, спины и шеи при шаге правой ногой и поворотом головы через левое плечо.

Мы рассмотрели работу мышц и не стали затрагивать скелет и работу суставов. В фотографии использовать работу мышц довольно просто. Естественно все приходит с опытом. Надеюсь, что знания о работе мышц помогут вам получать выразительные портреты.

С уважением, Кузя Прутков.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх